No Image

Холмогорские и мезенские козули рецепты делимся опытом

СОДЕРЖАНИЕ
2 просмотров
10 марта 2020

Холмогорская жизнь
5 января 2003 (1)
Т. ОНУЧИНА,

Самая ранняя дата, до 1730 года, фиксирующая обряд выпекания козуль на Севере, относится к Холмогорскому уезду и отмечена в исследовании куростровского священника Аркадия Грандилвеского, выпускника Архангельской духовной семинарии. Он описывал особенности крестьянского говора на родине М.В. Ломоносова "до бегства Ломоносова в Москву" и в словаре растолковывает слово "козуля" как обиходное: "это рождественский пряник из теста, вылепленный наподобие деревца, животного, птицы и т.д.".

Холмогорские козули описаны исследователями XIX-XX веков как олени с ветвистыми рогами, как пряники из черного теста с украшениями в виде листиков. Были и более сложные формы: "Из теста вылеплена фигура на четырех ногах, голова, куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, вернее, крылышки птичек, сделанные из белого теста (яблоко с крылышками напоминает изображение крылатого солнца)".

Холмогорские козули лепились как небольшими, так и до 26 см высотой. Жительница села Ломоносова Мария Павловна отмечает, что на острове промысел козуль исчез давно, а она живет там с 1945 года, работала учительницей в местной школе. Зато 10 лет назад, оказавшись в Пинежском районе, она впервые увидела их в местном краеведческом музее: "Козулек было 3-4 штуки, небольшие по размеру коняшки, олени. Козульки ставили на божницу — сама видела".

Волостной писарь Пинежского уезда П. Иванов в этнографическом материале для П.С. Ефименко сообщает в 70-х годах XIX века: "К Рождеству стряпаются хозули (козули) из ржаного теста; изображают овец с рогами и без рогов, коров, оленей с ветвистыми рогами; болванят из теста уточки в виде кур". Судя по сообщению, "уточки в виде кур" вырубали из теста жестяной формой. То есть, в конце XVIII — начале XIX в. в 100 километрах от Архангельска пекли как лепные фигурки, так и вырезные пряники.

В технологию лепки холмогорских козуль вводится прием наращивания теста на каркас. Особая роль отводится дереву для каркаса, и ветвистость рогов оленя зависит от расстояния между ветками. Этому требованию вполне соответствует ива (не береза, не ольха и др.).У нее густые веточки, в работе не ломается. Практические исследования показали, что оленя высотой даже в 24-26 см можно вылепить и без внутреннего каркаса. Но в этом случае процесс изготовления удлиняется, а главное, нарушается идея присутствия "костей" божества в обрядовом печенье, и теряется тайный смысл жертвоприношений, когда кости животных, предназначенных для трапезы, предстояло бросить в огонь или закопать внемлю. Для создания образа оленя выбираются "рогатые" ветки вербы, учитывая задуманную ветвистость рогов и высоту фигурки, и укладываются в "козлы" из четырех(!)деталей, подчеркивая этим распространенную у местного населения версию происхождения названия "козуля" от "козел" — устройства для распиловки дров. Ветки обмакиваются в жидкое тесто и запекаются. Тесто наращивается по заданной толщине ног, туловища и рогов. Следующий этап — накладывание украшений в виде земных и солярных знаков: крестов, полукружий, снопиков. Украшения придают фигурке вид обсыпанной зерном или создают впечатление усевшихся на нее птиц. Для лепки украшений можно использовать как ржаную, так и пшеничную муку, замешанную на сахаре и яйцах. Материал для украшений исследован не до конца, но матовый блеск "птичек" удалось получить после обварки головы козули.

В изготовлении холмогорская козуля является самой сложной среди всех видов лепных козуль, и, видимо, это послужило причиной постепенного ее исчезновения. Некоторые архангелогородцы 40-х годов рождения XX века помнят красивые черно- белые загадочные фигурки, стоявшие в буфетах, с их изображением выпускались открытки. В Архангельском областном краеведческом музее хранится один из последних экземпляров козули, поступившей в музей из села Ломоносове в 1932 году.

В 1961 году в Ломоносовский мемориальный музей поступила козуля от жительницы с. Ломоносове Горшковой Дарьи Алексеевны. Экспонат сдала за нее Забалуева. Со слов Л.Н. Ватлиной, главного хранителя фондов музея, фамилия Забалуева сейчас есть в д. Залесье Ломоносовского сельсовета. О холмогорской козуле, поступившей в 1961 году, больше ничего не известно. Когда ее сделала Д.А. Горшкова или получила в наследство от своих родственников как ритуальную, занималась ли сама изготовлением холмогорских козуль? На многие вопросы ответа пока нет. И огромная просьба у автора статьи ко всем, кто познакомится с этим материалом, откликнуться, если даже ваши сведения ограничатся одной фразой.

В Пинежском и Холмогорском уездах козули сохранялись до следующего года и служили своеобразной просфорой для разговения после наступления Рождества, а некоторые их виды были хлебными календарями. Холмогорские козули имеют под собой почву для размышления о календарных мотивах в обрядовом печенье, что в свою очередь несет информацию для академической науки.

Т. ОНУЧИНА, краевед, народный мастер России г. Архангельск

Пряники -козули северные

Северные пряники-козули из ржаного теста с росписью из белковой глазури. Да, дорогие друзья,сегодня пойдет речь о наших северных пряниках-козулях. Уже скоро-скоро наступит Новый год. А эти пряники больше носят новогодний характер, дух, если хотите, не смотря на то, что пекут их теперь практически весь год.

Изначально козули являлись обрядовым печеньем народов Русского севера,которое выпекалось к периоду зимнего Солнцестояния (22-25 декабря), и которое считается самым древним видом печеного фигурного теста. Уже в XII веке наши предки лепили из теста фигурки быков и коров. Самыми древними козулями считаются холмогорские и мезенские,которые выпекались из черного теста. Они отличаются своей формой. Холмогорские напоминают глиняные игрушки, такие хлебные объемные фигурки,напоминающие оленей. Мезенские козули делали из теста,раскатанного тонким жгутом,который скручивали-завивали в причудливые извивы в виде различных животных. И именно за эту змееобразную,извитую форму древнее поморское печенье и получило название — козули, которое произошло от поморского слова «козуля»,обозначающего змейка,завиток. Использовалось печенье во всех магических обрядах- гадали на урожай,замужество,погоду… Дарили печенье в качестве подарков и угощения. Их сохраняли в качестве оберега для дома. Наши предки верили в обережную силу ароматных пряников, и изготовление и роспись пряников носило обрядовый характер. Козуля это и оберег, и талисман.

Читайте также:  Солить грибы серухи и зеленухи рецепт

Архангельские пряники-козули изготавливаются из пряничного теста. Они появились с развитием в конце XIX-начале XXв. пароходного сообщения, и на севере появился сахар, специи,которые стали доступны не только богатым и знатным людям,но и людям простого сословия. Выпекали эти пряники-козули в основном на Рождество. Сейчас эти пряники выпекаются круглый год к различным праздникам,семейным датам как свадьбы, дни рождения. Их можно купить в сувенирных лавках.И формы уже не ограничиваются одними животными. Сейчас это и домики, и снежинки, и рукавицы и очень много мультяшных героев,что очень нравится детишкам.

Тесто для пряников -козуль готовится с применением «жженки» (жженый сахар),который придает тесту темный цвет и определенный вкус. Пряники после выпекания и полного остывания расписывают белковой глазурью,иногда подкрашенной растительными красителями. Рецептов теста для пряников-козуль много. В семьях,которые издавна занимаются выпечкой таких пряников-козуль, не только свои фирменные рецепты, но и вырубки для печенья,которые зачастую раньше делались вручную из металлической полоски, и передаются из поколения в поколение. Сейчас можно купить формы для печенья на любой вкус,т.к. пряничное дело у нас приобрело широкий размах. Популярным стало имбирное печенье, которое также расписывают глазурью, где цветовой спектр очень широк.

На моей родине такого печенья не пекли,поэтому семейного рецепта у меня нет. Да и рискнула я печь такие пряники совсем недавно.Меня всегда останавливал страх перед приготовлением жженого сахара в большом объеме. Все таки для приготовления теста для козуль требуется навык. Кипящий сахар это как растопленное стекло,и такой каплей можно получить сильный ожог. Но я нашла рецепт, где требуется совсем немного жженого сахара, и тесто в основном на ржаной муке. Честно, долго думала и не решалась писать этот пост. Но недавно подарила коллегам при встрече в качестве подарка это печенье. Оно им очень понравилось. А одна из коллег попросила рецепт. И вот все сошлось. И просьбу выполню, и пост напишу,так как может и еще кому нибудь пригодится.

Для приготовления теста выберите спокойный день, не требующий от вас каких то еще больших дел.

Ингредиенты для козульного теста:

  • 1 ст. мука в⁄с (140 гр)
  • 2 ст. мука ржаная (280 гр)
  • 2⁄3 ст. сахарный песок (130 гр)
  • 2⁄3 ст. мед натуральный (150 гр)
  • 3 ст. л. растопленного сливочного масла или маргарина
  • 1 ч.л. соды
  • 2 ч.л. специи (корица,гвоздика,мускатный орех,имбирь,кардамон…)
  • 60 мл воды
  • 1 ст.л. жженки
  • щепотка соли
  • 2 ст. ложки сахара
  • 1-2 ст. л. кипящей воды

Как приготовить тесто для пряников — козуль:

Делаем два дела одновременно — готовим сироп и жженку. Заранее приготовьте горячую воду, чтоб она была под рукой. Я для этого просто кипячу воду в эл. чайнике .

Для сиропа в кастрюльку высыпаем сахар и заливаем горячей водой. Ставим на маленький огонь,чтоб сироп успел закипеть к моменту готовности жженки.

Для жженки я воспользовалась эмалированной кружкой.

Насыпаем в нее 2 ст. ложки сахара и ставим на маленький огонь. Сахар начнет плавиться. Когда с краев будет появляться темный сироп,аккуратно черенком ложки помешиваем сахар,чтоб плавился равномерно. Большого усердия прилагать не надо.

Далее надо быть внимательным и не пропустить момент,когда сахар запенится, и как бы начнет подниматься. Даем секунду на то,чтоб пена стала опускаться, и АККУРАТНО по стенке чашки вливаем одну или две столовых ложек кипятка и хорошо размешиваем . Снимем с огня.

Если вливать воду прямо в сироп будет много пара и могут быть сахарные брызги,которыми можно обжечься. Можно чашку снять с огня и затем добавить воду.

Добавляем жженку в сахарный сироп. Тщательно размешиваем и добавляем мед. А чашку из под жженки сразу зальем водой,иначе потом ее можно не отмыть.

Затем добавляем растопленное масло,специи и все перемешиваем. Оставляем остывать до теплого состояния.

Тем временем отмеряем муку. Смешиваем ржаную, пшеничную муку ,соль и соду в большом блюде.

Когда масса остынет до теплого состояния, понемногу вливаем ее в муку, постоянно и равномерно замешивая тесто. Сначала это можно делать вилкой (ложкой), а затем руками.

Тесто слегка липнет,что мешает комфортному замесу. Я надевала на руку небольшой целлофановый пакет и так наминала тесто.

Готовое тесто рекомендуется выдержать в холодном месте две недели. У меня тесто находилось в холодильнике двое суток.Оно превратилось в очень приятный упругий батон,который уже не лип к рукам.

Для разделки теста поверхность запыляем мукой,и раскатываем тесто толщиной 5-7 м. Вырезаем фигурки формочками или ножом. Можно сделать в печенье отверстия ,чтоб затем их можно было повесить на елку.

Излишнюю муку стряхиваем и переносим печенье на противень, предварительно застеленный пекарской бумагой или смазанный маслом.

Также пряники можно смазать перед выпечкой желтком,или взбитым яйцом с водой в соотношении 1:1.

У кого нет формочек, можно сделать шаблон из плотной бумаги или картона. А для этого ищем шаблон,фигурки в интернете. Далее я воспользовалась файлом (прозрачная папка), приложила ее к экрану компьютера и фломастером нанесла (скопировала) фигурку на файл. Ну, а с файла уже можно перенести сначала на тонкий лист бумаги ,воспользовавшись окном для просвета. Из бумаги фигурку вырезать и перенести контуры на картон. Или если файл плотный,то можно и из него вырезать. Далее наш шаблон положить на тесто и аккуратно вырезать ножом.

Здесь хочу отметить,что тесто перед раскатыванием лучше разрезать на небольшие части. Так легче будет его раскатывать. Тесто при раскатке мне напомнило холст как по цвету,так и текстуре. Оно такое упругое, эластичное. Стараемся вырезать как можно плотнее фигурки. Остатки теста скатать снова в комок и дать время отдохнуть. Правда,из такого теста печеньки могут быть неравномерными при выпечке, с бугорками. Но их мы можем съесть без росписи.

Читайте также:  Сшить мешочек для подарка на новый год

Козули лучше помещать на противне одного размера,чтоб оно пропекалось равномерно.

Выпекать при 220°-240° небольшие печенья от 5-7 мин до 10-15 минут . Зависит как от толщины печенья,так и духовки.

крупные при 180°-200° 20-25 минут.

Здесь еще хочу поделиться своим опытом. Лучше сначала вырезать все печенье, а потом выпекать. Я же, вырезав одну партию печенья и поместив его в духовку,начинала вырезать другую партию. И если с первой партией все прошло удачно,то со второй я замешкалась и мое печенье слегка подгорело. Правда, слово «подгорело» к нему не подходит. Просидело оно в духовке минут на 5 ( или больше), но не сгорело, а равномерно потемнело, стало темно-шоколадного цвета ( на фото эти козули выделяются). И что удивительно, на вкус совершенно не повлияло. Но все таки лучше не рисковать, и не делать эти два дела одновременно. Совет этот конечно же для начинающих.

После того,как наши пряники-козули хорошо остынут,можно приступать к их росписи белковой глазурью.

Пряники не только вкусны, но и будут хорошим подарком для детей и взрослых.

Приятных предновогодних хлопот!

Похожие рецепты

Глазурь для росписи имбирного печенья и пряников. Недавно я делилась рецептом приготовления имбирного печенья. Печенье очень…

Колобы архангельские Сегодня я хочу поделиться очередным рецептом северной русской кухни — это архангельские…

Имбирное печенье Имбирное печенье к Новому году и Рождеству! Уже не за горами Новый год…

Блинчики с бананами — вкусная,простая выпечка . Летом не всегда хочется заниматься выпечкой каких то…

Пряничная тема – одна из самых важных в русской кухне. Если уж что и может стать одним из ее главных символов, так это пряник. Вот только, похоже, на сегодня для большинства из нас знания о нем почти утрачены.

Мы уже давно собираем материалы об этой нашей пряничной культуре. И знаете, в чем убедились в процессе этой работы? Нет-нет, я сейчас не про богатство традиций. Очень важный для нас результат – это наличие множества людей, с энтузиазмом изучающих эту тему – кулинаров, историков, этнографов. Вот это – настоящее наше богатство.

С одним из таких специалистов нам с Ольгой Сюткиной довелось на днях повстречаться. Это старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН к.и.н. Александра Фролова. Вот уже многие годы она изучает обычаи Русского Севера, руководила рядом фольклорно-этнографических экспедиций в Мезенский, Пинежский, Плесецкий районы Архангельской области. Сфера ее интересов – развитие русской праздничной культуры, определение соотношения в ней общерусских и локальных мотивов. Мы же разговорились об Архангельском прянике, знаменитой «рождественской козуле», одном из чудес Русского Севера. Еще в ХIХ в. писатели художники, этнографы с восторгом описывали пряничные базары в Архангельске, обычаи обмениваться козулями, украшать ими новогодние елки.

— Откуда же это причудливое название — козули? И какими они были?

— Название «козули» («коровки», «баранки», «рогушки», «козульки») связано с изображением рогатых животных и символизировало силы плодородия. Было несколько видов этой обрядовой выпечки. Промысел холмогорской козули был распространен на территории Холмогорского и Пинежского и Лешуконского уездов Архангельской губернии. Волостной писарь Пинежского уезда П. Иванов в этнографическом материале, собранном для П. С. Ефименко в 70-х годах XIX века, писал: «К Рождеству стряпаются козули из ржаного теста; изображают овец с рогами и без рогов, коров, оленей с ветвистыми рогами; болванят (нарезают с помощью формы-болванки) из теста уточки в виде кур». Испеченные козули сохранялись до следующего года, ими разговлялись как просфорой после наступления Рождества.

В деревнях часть козуль скармливали скоту «чтобы плодился и не болел», считалось, что чем больше испечешь фигурок животных, тем больше и здоровей будет скот в доме. Как пели в рождественских колядках на Святочной неделе:

«Пришла Коляда накануне Рождества

Дайте коровку, масляну головку!

А дай Бог тому, кто в этом дому –

Ему рожь густа, да ужиниста!»

«Где козел ходит – там и жито родит.

А где коза с рогом, там и жито стогом!»

Девушки одаривали парней козулями, надеясь на удачное замужество в новом году. «Девки-невесты должны приготовить козульки. На другой день Рожества парни придут славить в тот дом, где есть невесты. Им козули подают, значит девка замуж выйдет».

Известно, что пряники на Руси делали разными – вырезными, вылепными, печатными. Это разнообразие техники характерно и для козуль?

— Конечно, к примеру, в Лешуконском р-не сохранилась память об изготовлении катанных козуль. Тесто для их приготовления было таким же, как и для лепных козуль: мука, соль и вода. Эти козули «катали» с обязательным наговором. Старожил села Лешуконское Кашунина А.Н рассказывал нам, что помнит такие «приговорки», причем многие из них она сочиняла в импровизационной манере непосредственно во время процесса приготовления пряника.

«Коровушка божья – титочка востра,

Сучок на бочку – дойна к молочку!»

«Ходит баран по крутым берегам,

Сорвал травку – положил на лавку.

Кто ее возьмет, тот и вон пойдет!».

На Мезени и в Каргополье к Рождеству изготавливали витое обрядовое печенье, выполненное в технике лепки «из жгута» – это мезенские козули (фигурки животных, птиц), а также мезенские тетеры и каргопольские тетерки. Мезенское печенье выпекали с молитвами и раздавали христославцам.

На Каргопольщине тетерки выпекали и к 22 марта, ко дню весеннего равноденствия. Они имели то же значение, что и жаворонки из теста, выпекавшиеся в южных и центральных районах России, которыми отмечают «Сороки». Местные жители называют праздник день «сорокосвятых» (сорока мучеников севастийских).

К началу ХХ века в Архангельске обрядовое печенье козули приобрело знаковую пряничную форму. По воспоминаниям архангелогородцев «в предновогодние дни в каждом городском доме царил особый пряничный аромат, загадочные пряничные персонажи, пышное сахарное кружево, похожее на морозный иней». В сюжетах городских пряников-козуль смешались мотивы как языческой мифологии, картинки старой русской жизни, так и образы городской культуры. Основные изображения – это фигурки животных и птиц: конь, олень, баран, кот, петушок, курочка и др. Часто изготавливали и женские персонажи: куколка, ненка (ненцы – жители Архангельского края), девушка, снегурочка.

Читайте также:  Рецепт вина из яблок в домашних условиях

В пряничных сюжетах разнообразна и христианская символика: ангелы, рождественская звезда, рождественские корзины и вазочки. Корзиночки символизировали дарение, достаток в доме. Считалось, что чем больше подарков раздаст семья родным, близким, знакомым, тем благополучнее будет у нее жизнь в Новом году. Не случайно пряники назывались еще и рождественскими козулями, т. к. выпекались они для рождественских праздников.

— Изучая пряничную культуру во Владимирской области, мы не раз сталкивались с тем, что все в этих пряниках имело свое значение: форма, размеры, надписи и рисунки.

— Действительно, пряники изготавливали разными. Маленькие (5-10 см) выпекали в огромном количестве, ими было принято украшать елки; средние (до 15 см), большие (20-40 см). Крупные пряники, изображавшие жанровые сценки, могли сопроводить поздравительными надписями. Силуэт традиционного пряника изображал человеческую фигуру в фас, а животных в профиль. Причем фигурка обязательно стояла на полоске «земли», этого требовал обычай, пряник удобно было брать в руки, можно было поставить.

Подарочные городские козули сохранялись до следующего Рождества, их ставили на видное место в доме. В начале декабря все булочные и кондитерские Архангельска заполнялись козулями. Маленькие и средние стоили от копейки до рубля, а более вычурные изделия от 10 рублей и выше. Непосредственно перед Рождеством торговля козулями разворачивалась и на городском рынке. Бесконечные ряды коробов предлагали огромный выбор любимого лакомства.

Одними из лучших считались Соломбальские козули (Соломбала — часть Архангельска, расположенная на четырех островах, вниз по течению Северной Двины). Традиционно выпечка была семейным ремеслом. Женщины занимались тестом, мужчины делали металлические формы-балванки, помогали месить тесто. Главный декоративный и очень эффектный элемент городских козуль – их сахарное убранство, цветной и фактурный контраст сахарной поливки с темным пряничным тестом, причем темный цвет достигался благодаря использованию патоки, а позднее жженого сахара. Для цвета в глазури использовали бруснику, клюкву, свеклу, фисташковый орех. У каждого мастера и его семьи вырабатывался свой стиль, свои формы, приемы украшения. И секреты ремесла хранились очень строго. Славились семьи пряничников Дорониных, Васильевых, Кузнецовых, Есиповых

— Что стало с этими традициями в советский период? Забылись совсем или были сохранения и восстанавливаются сейчас?

— В советское время пряничное дело преследовалось как частное предпринимательство, мастера работали «на дому» тайно и продавали пряники только хорошо знакомым. Родственники известных мастеров сохранили старинные традиции, формы и рецепты. Городские мастера стали создавать и новые виды и формы пряников. В одном из своих произведений известный северный писатель С.Г.Писахов писал: «Век техники внес свои изменения и в пряник. Появились выпечные паровозы и пароходы, велосипеды и аэропланы». Необходимо отметить, что с 1960-х гг. началось возрождение изготовления пряников-козуль. Так появились новые формы пряников к юбилеям Москвы, Архангельска, Холмогор и в честь юбиляров – известных архангелогородцев.

В наши дни козули можно заказать на любой вкус. Изготавливают их сегодня не только в предновогодние дни. Этот архангельский пряник стал сувениром, лучшим подарком гостям города. Так появились пряники к юбилею Архангельска, Карпогор и других городов. Чемпионат мира по хоккею с мячом в Архангельске 1999 г. вызвал соревнование мастериц в изображении символики Чемпионата, появились пряники в форме мяча, клюшки, фигурок спортсменов. Думаю и идущий сейчас футбольный Чемпионат мира не обошли своим вниманием мастера пряничных дел.

На сегодняшний день в городе существует несколько направлений пряничного искусства и каждое из них, а значит и мастер, сохраняют определенный колорит богатой народной культуры. Главным хранителем традиций пряничного ремесла можно назвать соломбалку Р.Ф. Доронину (1924 г.р.), получившую навыки мастерства от своей матери А.К. Котловой (1883 г.р.). Одна из ведущих современных мастериц Архангельска Т.Д. Малишава работает в технике росписи из рожка или корнетика, при которой рисунок наносится посредством выдавленной сахарной струйки, жгутика или тонкой нитки. Такая техника дает неограниченную возможность для создания различных элементов узора: колечек, зигзагов, точек и различных переплетений, напоминающих элементы лепки обрядового печенья.

На долголетие архангельского пряника-козули не повлияли ни катаклизмы 1930 -1950-х гг., ни застойный период 1960—1980-х гг., ни новые экономические реформы конца ХХ в. Вырезные козули традиционны и бытуют на территории Архангельска, Соломбалы и близлежащих деревень, а также Вельского и Холмогорского районов. Пряник востребован в течение всего года как сувенир и праздничный подарок, но главным образом его пекут к Рождеству Христову и к Новому году.

Рецепт пряника-козули

от мастера Дорониной Р.Ф.:

Тесто на 50 штук.: 1 кг.муки, полкилограмма сахара, 2 желтка (1 для обмазки пряников) 200 гр. масла или маргарина, 1 стакан воды с 1,5 чайной ложки соды, 1 чайная ложка гвоздики молотая, 1 чайная ложка корицы.

Пережечь неполный стакан сахара до кипения и дымка, тонкой струйкой вливать кипящую воду, хорошо размешивая. Добавить остальной сахар до полного растворения. Положить размягченное масло, потом соду и пряности. В остывшую смесь добавить муку и замесить крутое тесто. Дать постоять и раскатать в пласт толщиной 3-5 мм., затем вырезать фигурки. Перед выпечкой смазать желтком размешанным с небольшим количеством воды.

Глазурь: 1 стакан сахара, 2 белка, четверть стакана воды, уксусная эссенция, любые пищевые красители.

Сахар с водой варить до кипения и сварить сироп. Взбить белки, затем в них вливать горячий сахарный сироп тоненькой струйкой все время помешивая. Затем влить 2 капли уксусной эссенции, размешать, дать остыть и добавить краситель

Комментировать
2 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Огород
0 комментариев
No Image Огород
0 комментариев
No Image Огород
0 комментариев
No Image Огород
0 комментариев
Adblock detector